Правильнее сказать не озеро, а Сайменская озёрная система, включающая в себя протоки, искусственные каналы и шлюзы. Для знакомства с этим замечательным водоёмом выбрали вариант с чартером - арендой моторного катера (на фото). Для первого такого путешествия запланировали логичный кольцевой маршрут Савонлинна-Куопио-Савонлинна, протяжённостью порядка 350 км. Вперёд шли через Варкаус (город находится ровно на середине пути до Куопио - 78 км от Савонлинна). В городе большой деревообрабатывающий комбинат и шлюз. Проход беспроблемный и бесплатный. Все последующие шлюзы вообще работают по принципу самообслуживания - всего-то требуется дёрнуть за верёвочку на причале у входа - далее всё сделает автоматика. Надо лишь следовать сигналам (инструкции прилагаются к верёвочке, но русского текста пока нет). Обратный путь через коммуну Хейнявеси, где имеет смысл сделать небольшой крюк - пройти через четырёхкамерный шлюз Варистайпале, чтобы осмотреть Валаамский православный монастырь.
В этих краях исключительно красивые места. Берега в августе изобилуют брусникой и черникой (сбор ягод финское законодательство не ограничивает, а за рыбалку необходимо заплатить небольшую сумму). При этом надо отметить отсутствие комаров, что делает пребывание на природе комфортным и приятным. К тому же последний летний месяц 2007 года выдался очень тёплым и мы с удовольствием купались в чистейшей воде. На перемещение по воде тратили в среднем 5 часов в день со скоростью 12 км/час. Остальное время посвящали осмотру достопримечательностей. Тем более есть, что посмотреть - это спортивный комплекс в Леппявирта и чистый ухоженный (как впрочем все населённые пункты) "областной центр" Куопио, и упомянутый монастырь, и, овеянная легендами старинная крепость в Савонлинна. Хотя, надо заметить природная состаляющая в этой северной стране доминирует и любителям музейного искусства будет интереснее в Западной Европе.
Для управления катером никаких документов в Финляндии не требуется, но некоторые навыки и знания необходимы - водоём всё-таки достаточно серьёзный. Хотя катер полностью укомплектован спасательными средствами, будет гораздо лучше, если они не потребуются. Также на борту имеется подробная лоция и навигационное оборудование, очень облегчающие судовождение. В сопроводительной книге есть информация о всех оборудованных стоянках, впрочем, ничто не мешает бросить якорь на необитаемом острове. Нельзя, правда, разводить костры в неустановленных местах и, не то что рубить сухостой, но даже собирать валежник. Опять же в установленных местах дрова вам предложат. Червей для рыбалки также надо покупать в магазине, ибо копать их просто негде.
Фотоотчет о данном маршруте можно посмотреть здесь.
Более подробный отчёт можно почитать здесь.