<< на маршруты || На главную  ||Новости  ||Маршруты  ||Атары  ||Диалог  ||Фото  || Творчество 
 
      
 
река Косьва

9-18 июня 1997 года
северо-запад Свердловской области

 

После освоения Среднего и Южного Урала, естественно возникло желание побывать и на Северном. Разумеется, было понимание того, что в майские праздники ехать туда преждевременно, поскольку в эти сроки, даже на притоке Чусовой попадали в ледовые поля. Оптимальным временем посчитали начало июня и, надо сказать не прогадали. Ибо с развитием лета Косьва, как впрочем и другие уральские речки, сильно мелеет.

Заброска осуществлялась поездом Москва-Серов до конечной станции. Далее местным поездом до Карпинска (он запомнился очень длительными стоянками). В те годы его прибытия дожидался автобус на Кытлым, куда мы с успехом проследовали. В сезон грибов и ягод попасть на него, говорят было проблематично, а тогда в июне мы ехали почти одни. К слову, нас было только трое - не так просто оказалось найти компаньонов на десятидневный поход во внепраздничный период. Что автобус ходит также регулярно в настоящее время, твёрдого убеждения нет - эта информация нуждается в дополнительной проверке. А из Кытлыма на берег Косьвы и тогда было проблематично найти попутный транспорт. Поэтому из этого селения началась активная часть похода - сначала пешая (28км). Груза набралось довольно много: двухместный катамаран с рамой и надувная байдарка "Ласточка-2" плюс личное снаряжение и продукты. Немного отойдя от посёлка и, разбив лагерь, решили за оставшееся световое время, плавсредства занести вперёд километров на 6-7. Так челноком вещи в дальнейшем и перемещали, потратив на переход три дня. Правда, один из них почти полностью был посвящён восхождению на Косьвинский Камень - дорога долго огибает эту громаду. Высота горы - 1519 метров, что всего на полсотни метров ниже более известного Конжаковского Камня. До него от дороги дальше и восхождение займёт больше времени. Хотя там ежегодно проводится марафон и люди бегом успевают обернуться за световой день.Foto2

Первоначальный план похода предусматривал всё-таки заброску до реки автотранспортом, а пеший переход планировался от посёлка Верхняя Косьва до реки Кадь с последующим выходом в Яйву, однако потеря времени на первом этапе и, гланое - отсутствие у нас в то время хорошей карты, заставили упростить маршрут, ограничившись сплавом по Косьве до Рассольного. Кстати, все посёлки на маршруте, кроме Кытлыма - это зоны, как действующие, так и заброшенные. Поэтому рассчитывать на выезд из упомянутого посёлка было слишком оптимистично. Тем не менее при содействии местных рыбаков и служащих внутренних войск, которые поначалу, естественно, отнеслись к нам с подозрением, удалось достаточно быстро выехать на железную дорогу в город Кизел. Однако, большой группе это было бы сделать гораздо сложнее. Альтернативой мог стать дальнейший сплав до посёлка Широковский, но это тоже режимный объект, а перед ним довольно большое водохранилище и наши суда совсем не подходили для прохождения этого водоёма. К слову, описание Г.Рыжавского в книге "По Каме и её притокам" несколько разошлось с нашими впечатлениями. Поэтому последователям (если таковые найдутся) можно рекомендовать сделать волок на Усьву. Перед началом водохранилища реки сходятся близко - в атласе даже указана лесная дорога между ними. Только существует ли она в настоящее время - большой вопрос.Foto1

Сплав начали от бывшего посёлка Усть-Тылай и, практически до левого притока Кырья русло разработано драгой. Легко заблудиться! Что и случилось. Выбравшись на основное русло, заночевали на зарастающем гравийном отвале. На следующий день прошли посёлок Усть-Тыпыл. Река Тыпыл впадает справа и Косьва под прямым углом поворачивает на запад. Вскоре, примерно через 4 км (уж никак не через 7, как в книге Рыжавского) начинаются пороги. Для катамарана-двойки, при имевшемся уровне воды, сложности они не представляли, а на "Ласточке" у нас шёл водник ас и тоже проблем не испытал. Чётко выделить восемь ступеней порога, которые поимённо названы в упомянутой книге, нам не удалось. Примерно в середине порожистого участка встали на полуднёвку. На следующий день дул сильный встречный ветер, останавливавший катамаран на участке с бурным течением. Не доходя до посёлка Верхняя Косьва примерно 2 км (его видно), пороги заканчиваются и река расширяется - здесь пришлось вести катамаран бечевой, ибо перегрести ветер не хватало сил. Но затем то ли его сила поубавилась, то ли русло повернуло - стало полегче. Далее по реке препятствий нет. Из значимых объектов запомнилась высокая скала на правом берегу ниже брошенного посёлка Троицк. Напротив неё встали на последнюю ночёвку. При наличии времени и желания отсюда можно совершить восхождение на гору Ослянка (1119 м), возвышающуюся над левым берегом. На следующий день был нерекомендуемый выезд из Рассольного (остатки посёлка на правом берегу). По воде пройдено ориентировочно 112 км за четыре дня.

 
 
 
 
Относительная доступность реки. Возможность восхождений на высокие (по Уральским меркам) вершины. Говорят: "Кто на Конжаке не бывал, тот Урала не видал". Поднимитесь - увидите! Может, конечно, нам повезло, но в указанные сроки нас не беспокоили кровососущие насекомые, а воды в реке было достаточно - на мель не садились нигде. Погода тоже была отличной. Случились, правда, два дождя - как же без них в горах, но оба - ночью.
 
 
 
Маршрут требует довольно много времени. Красивых скальных выходов на реке практически нет. За этими видами лучше на Чусовую, Реж или Сергу. Впрочем, если логично добавить выход на Усьву, будут и красоты.