<< на маршруты || На главную  ||Новости  ||Маршруты  ||Атары  ||Диалог  ||Фото  || Творчество 
 
      
 
реки Ломница и Чёрная

29 апреля-10 мая 1989 года
Западная Украина

 

Маршрут был пройден на излёте Советской эпохи, но памятен до сих пор. Правда, мы не ожидали столь скорого распада Союза и под впечатлением красоты Карпат, планировали другие походы в этот регион. Но обо всём по порядку. Судя по имевшимся в городском турклубе отчётам, наиболее популярными сплавными речками Западной Украины были Белый и Чёрный Черемоши. Популярность оборачивалась большой плотностью водников на единицу реки. Поэтому (молодой и пытливый ум тянулся к открытиям) решили поискать другие варианты и, когда в руки попала неплохая, для того времени, карта Прикарпатья, выбор пал на реки Ломница и Свича. Наиболее интересны верхние участки этих рек, но они коротки, поэтому заявили их связку.
Удалось, как говорят сейчас, законнектиться с КСС города Калуш, где подтвердили возможность сплава и дали рекомендации по прохождению. Однако, местная МКК, ссылаясь на недостаточный опыт нашей группы и новизну маршрута, рекомендовала ограничиться одной рекой - Ломницей, как менее сложной. Правда, уже на месте выяснилось, что у Ломницы есть очень привлекательный для сплава приток - река Чёрная. Другое название - Молода. Поэтому посёлок на месте слияния рек именуется Осмолода, что можно перевести как устье Молоды. До этой Осмолоды из Кирова добирались ровно двое суток. Через Москву, Львов, Ивано-Франковск, Калуш. Это всё по железной дороге, с тремя пересадками. Из Калуша до места автобусом. Очень удивило, и в то же время порадовало, что в отдалённый посёлок свободно доехали на большом автобусе вечером праздничного (1 Мая) дня. Ехали 2 часа и почти половину пути вдоль Ломницы, которая после прошедших накануне дождей, производила сильное впечатление. В самом населённом пункте оказалось место, специально оборудованное для туристов (есть ли оно теперь?), где уже в потёмках поставили палатку. Да, с целью уменьшения веса группового снаряжения, она у нас была одна - трёхместная польская, на шестерых. И, хотя никто из нас не имел лишнего веса, назвать комфортными наши ночёвки было нельзя. Первый день ушёл на сборку и обкатку катамаранов - четвёрки и двойки (на фото).Foto1 А следующим утром, подняв на руки, собранные суда перенесли их по дороге километров на 10 вверх по течению. За два дня без дождей уровень воды упал, и вместо мутного бурного потока перед нами предстала стремительная речка бирюзового цвета. Тем не менее, начали мы с того, что сломали лопасть одного весла, а чуть позже и второго. Так что из гребцов таковыми остались двое. Но это не помешало успешно вернуться на базу. А в следующие дни река подарила нам взамен весло байдарочное плюс лопасть от него, её, правда, пришлось извлекать из русла посредством сложной операции (на фото),Foto2 ибо нырять в воду не хотелось - холодно. Ярко выраженных порогов на пройденном участке не было, но река держала в тонусе. Основные препятствия - прижимы с высокими валами на выходе. Перед слиянием с Чёрной на протяжении 800-900 метров многочисленные скальные гряды. Река на этом участке прямая со значительной скоростью течения.

В базовом лагере мы жили не одни, хотя и большой стеснённости не ощущали. Особенно близко сошлись с группой из Фрязино. Возрастной диапазон участников этого дружного коллектива из 13 человек был где-то от 15 лет до 51 года. Они посоветовали нам следующим утром, по договорённости с машинистом, сесть прямо с катамаранами на лесовозный поезд узкоколейки, чтобы поехать (9 км) в верховья Чёрной. Эта река сложнее Ломницы. Начали мы с хорошего водопадного слива, переходящего в узкий участок с большим падением и мелководным выходом. При нашем уровне воды препятствие оценили III категорией сложности. Да, поскольку заявлялись мы на "двойку", решили обнести следующий порог (в некоторых источниках его называют "Кристальный"), который тянет на "пятёрку". Он расположен примерно в 20 минутах хода от вышеописанного препятствия, в правом повороте реки. Подъём с реки для обноса неудобен - берег крут и лесист. Порог состоит из пяти ступеней на длине 200 метров. Четвёртая ступень - водопадный слив. Упомянутая группа фрязинцев, любезно пригласила двоих из нас пройти порог с ними. Что и было сделано. Чистое ходовое время по Чёрной составило около двух часов. Перед впадением в Ломницу - плотина. Обнос по правому берегу. Также есть плотина и на Ломнице - ниже посёлка Осмолода. Четвёртый день пребывания в Карпатах мы посвятили радиальному выходу в горы. Взошли на близлежащую к лагерю вершину, с абсолютной высотой порядка 1700 метров. Погода благоприятствовала. Поэтому на следующее утро решили повторно пройти верхний участок Ломницы. По окончании сплава половина группы с оказией отправилась до ближайшего, нижестоящего селения Кузьминец (5 км), чтобы, возвращаясь пешком, осмотреть предстоящие препятствия. Так как мы предполагали в последний ходовой день сняться с насиженного места и дойти до села Перегинское, и уже оттуда уехать в Калуш. Но серьёзные коррективы внесла погода. Не успели мы выйти из автобуса, как хлынул дождь. Поэтому интерес к реке вскоре сменился желанием как можно скорее добраться до палатки. Встретившийся по пути пастух, сказал, что ночью будет снег. В это не очень поверили - было около 15 градусов тепла, да и природа вовсю уже цвела и зеленела. Но, увы, именно так и случилось. Снега выпало много, поэтому к сплаву охладели, сложились и уехали. Мы были не одиноки в своём решении, поэтому автобус был набит под завязку и группам, решившим сойти с маршрута ниже по течению, сесть в него не удалось. Уже вернувшись домой, узнали, что эти осадки вызвали серьёзное наводнение с трагическими последствиями.

Поход оставил чувство недосказанности. Да, собственно, и походом, в классическом понимании, он не являлся – цепочка радиальных выходов, пусть и замечательных. Было желание вернуться и пройти не пройденное. Но известные политические события в стране совсем не способствовали развитию туризма. В конце девяностых в газете «Вольный ветер» появилась информация о сплаве белорусских водников под руководством Анатолия Юркевича по Карпатским речкам. В том числе по Ломнице и Чёрной. Прежнее желание обострилось, тем более что с автором удалось связаться и получить подробную информацию. Быть может она будет кому-то полезна.
Маршрут белорусов состоял из верхних участков пяти рек: Мизунки, Свичи, Чёрной (Молоды), Ломницы и Прута. Препятствия на Мизунке в основном II категории, но есть порог «Кривуля», который они оценивают не ниже «пятёрки», в зависимости от уровня воды и считают, что после 9 мая на этой реке уже нечего делать. Свича от Мысловки - красивая короткая речушка с порогами до III категории сложности. Пороги представляют собой гряды камней с небольшими сливами и валами. Все пороги читаются с воды и везде можно зачалиться для осмотра. Почти на слиянии Свичи с Мизункой – плотина! Обнос. Была упомянута возможность начала сплава на 10 км выше Мысловки, но добраться туда можно только пешком. В письме Анатолий сообщил о возможности сплава по Закарпатским рекам Рике и Теребле. В том районе заметно теплее и снег тает недели на две раньше. Кроме того, упомянул о пятёрочном пороге на речке Турбат, левом притоке Тересвы. Туда добирались через снежный перевал из посёлка Чёрная Тиса. Проблем в общении с местным населением белорусы не испытывали. Правда, вся эта информация датирована 1998 годом и воды с тех пор утекло много.

 
 
 
 
Интересные в спортивном отношении реки в красивом районе. Удобство подъезда и выезда. Возможность варьирования маршрута по ситуации. Полное отсутствие (в то время) каких-либо кровососущих насекомых.
 
 
 
Сплав возможен в ограниченные сроки: не позднее середины мая, а на некоторых реках ещё раньше. Нестабильность погоды. Сейчас это другое государство, поэтому возможны языковые проблемы.