<< на маршруты || На главную  ||Новости  ||Маршруты  ||Атары  ||Диалог  ||Фото  || Творчество 
 
      
 
реки Вагран и Сосьва

11-16 июня 2010 года Свердловская область

 

Возможно, нам везло с погодой, но от сплавов по Уральским рекам в июне остались самые благоприятные впечатления. Правда, на маршруте Койва-Чусовая было много путешествующих, поэтому в 2010 году решили забраться подальше, а именно: на самый юг Северного Урала (такой вот каламбур) и пройти по Ваграну и Сосьве. В принципе, можно было идти и по одной Сосьве, однако для этого, на заказанной нами машине надо было проехать ещё порядка 30 км к уже 260 имеющимся, и высадиться у моста за Черёмухово. Но мы решили не напрягать водителя (ему ведь ещё обратно ехать) и разгрузились на окраине Североуральска, прямо на берегу напротив скал "Три брата". Кстати, местные рыбаки сказали нам, что вариант с одной Сосьвой красивее связки с Ваграном. Может быть, но и Вагран в низовьях нам очень понравился. Правда, вскоре после скал у Североуральска пейзаж становится достаточно монотонным. Впрочем, для нас эта монотонность была нарушена неожиданным оверкилем одной из байдарок в месте, где русло реки было сужено упавшими деревьями. Ситуацию усугубляла высокая скорость течения. На перекатах, если верить навигатору, мы ускорялись до 11-12 км/час. Но всё обошлось, потери были минимальные, да и стоянка сразу подвернулась по левому берегу. А их [стоянок], надо сказать на всём маршруте не избыток, да и те, в основном были заняты рыбаками. Возвращаясь к теме заброски - ГАЗель, конечно можно было не заказывать, а доехать поездом Екатеринбург-Бокситы до платформы 47 км (предпоследняя остановка). Но это место выше по течению, нежели город Североуральск, а там берега Ваграна закованы в бетон для защиты от паводка. Поэтому по большой воде в случае аварии, на протяжении 5-6 км зачалиться будет негде, а при малой воде легко напороться на какие-нибудь затопленные предметы, коих, увы, хватает в черте наших населённых пунктов.Foto1

Общая протяжённость сплава ~ 100 км, делится между реками практически поровну. До первого населённого пункта – Денежкино почти 80 км. Его ориентир – железнодорожный мост. Кстати, перед ним слева будет последняя на Сосьве скала, которая называется Денежкин Камень (не путать с одноимённой вершиной Уральского хребта). При желании или необходимости из Денежкино возможно уехать. Станция называется Сама и к ней почти вплотную можно подойти по малозаметной протоке справа. Но мы пошли дальше, до посёлка Маслово. Кстати, и там название станции отлично от поселкового – Уралзолото. Названия так и намекают на возможность обогатиться, хотя по уровню жизни местного населения, возможность эта явно гипотетическая. На участке между Денежкино и Маслово пара быстрых перекатов и, в принципе, приятный пейзаж, но вдоль правого берега проложена железная дорога, что ещё более сужает выбор стоянок. Хотя мы видели только одну сплавляющуюся группу, совсем дикой реку не назовёшь – рыбаков довольно много. И, надо полагать, что-то ловят.

Наиболее запомнилось место, именуемое Перейм (на фото). Здесь за 2,5 км до впадения в Сосьву Вагран почти соприкасается с ней. Перемычка составляет не более полутора сотен метров. Поднявшись на высокий скалистый берег, можно увидеть обе реки, текущие в разные стороны. Открывающиеся виды впечатляют, особенно - на сосьвинские скалы. У подножия одной из них, Стрелебского Камня, остановились на вторую ночевку. Тут слева в Сосьву впадает речка Стрелебка. Из неё брали воду для готовки, хотя и в самой Сосьве она не производит впечатления грязной. Но спуск-подъём с берега не очень удобные. Место для палаток несколько отстоит от реки вглубь леса, то есть несколько донимали комары, но в терпимых пределах. В скале напротив (на фото) есть сквозной колодец. Правда, спускаться в него без специального снаряжения не рекомендуется. Далее по ходу, глаз радуют и другие скалы, из которых своеобразием выделяется Воротний Камень (справа), имеющий два сквозных окна. Незадолго перед ним будет разрушенный мост дороги на Глухарный. Мы прошли его без проблем, но местные рыбаки поведали, как по весне их лодка около него опрокинулась. К счастью обошлось без жертв. Обратный выезд, несмотря на наличие железной дороги, осуществили на той же, заказанной ГАЗели. Так вышло и быстрее, и дешевле. Конечно, было желание сделать небольшой крюк (22 км в сторону от тракта) и посетить Верхотурье, но банально не хватило времени.Foto2

 
 
 
 
Весьма симпатичные речки при малом количестве народа. Хорошие условия заброски-выброски. В июне высокая скорость течения и достаточный для байдарок уровень воды.
 
 
 
Совсем немного хороших мест для стоянок. В черте города Североуральск Вагран течёт в искусственном русле, прохождение которого нежелательно по соображениям безопасности.