<< на маршруты || На главную  ||Новости  ||Маршруты  ||Атары  ||Диалог  ||Фото  || Творчество 
 
      
 
Река Уксунйоки

10 - 18 июня 2012 года

Карелия

 

Река Уксунйоки (особенно её нижняя часть) очень популярна, поэтому добавить что-то новое к её описанию весьма затруднительно. Мы, в свою очередь, пользовались весьма подробным описанием, сделанным Сергеем Шабординым ( http://www.skitalets.ru/water/2010/uksa09_shabordin.php) , сплавлявшимся на каркасно-надувной байдарке «Катран» в июле 2009 года. Наша флотилия состояла из двух катамаранов-четвёрок. Правда, из восьми участников до этого на катах ходили два с половиной человека. Остальные, в лучшем случае, их видели. Но тем и хороша Укса, что она по характеру препятствий как школа – от простого к сложному. Но оказалось, что не все готовы усваивать материал так быстро.

Стремясь максимально ускорить заброску, сделали её комбинированной. Из Кирова до Волховстроя поездом. В этом городе через Интернет (не без труда) удалось найти человека, готового в четыре часа утра на своём автомобиле доставить нас до Лодейного Поля. Он не продвигал свой бизнес, но как говорится: «телефон в редакции имеется». Честно говоря, для такого количества людей и вещей его Додж Караван был маловат. Тем не менее, за весьма умеренную цену мы без приключений, а главное – вовремя прибыли, на вышеназванную станцию. Там уже стоял вагон Санкт-Петербург – Янисярви. На нём продолжили путь до остановочного пункта Иля-Ууксу, где нас должна была ждать (и ждала!) «буханка» УАЗ с прицепом и водителем Ольгой. Надо сказать, что через Ольгу Коломеец (+7 921 4542409; http://vk.com/club16470260) можно решить многие вопросы, связанные с организацией походов по Приладожью. Мы, кстати, ещё раз воспользовались её услугами, выехав с реки до Лодейного Поля. Конечно, можно было поездом, но время его прибытия (в плане пересадки) нас не очень устраивало. Весь путь до воды занял 28 часов.

Сразу за мостом через протоку между озёрами Солменъярви и Уксуярви вправо уходит грунтовая дорога. Вдоль неё подходящие места для стапеля. Собрав каты, взяли курс на юго-восток, придерживаясь левого берега (обогнув справа рыбоводческое хозяйство).

Протяжённость озёрной части маршрута порядка 6 км. Здесь отличные стоянки на реке таковых не будет довольно долго. За исключением места на левом берегу. В описании Шабордина она названа «Рыбацкая». И, действительно, на ней были люди – скорее всего – рыбаки. Но это опять, же недалеко от места старта. Первоначально была мысль начать поход с Лоймолы, с последующим волоком на Уксу. В спортивном плане он, пожалуй, интереснее. Но дополнительно требовался ещё один ходовой день. Да и перспектива перетаскивания катамаранов, пусть и не слишком дальняя (2,5 км), группу не очень-то вдохновила. А первые два дня пути по Уксунйоки запомнились разве что изобилием цветущих ландышей. Ну и наличием в русле упавших деревьев. Три завала пришлось обнести. Через остальные как-то просочились. Кстати, с определением местоположения завалов по описанию Шабордина возникли непонятки. Вторую ночёвку мы планировали на красивой, продуваемой стоянке «Дзот». Шли долго. Силы были на исходе, да и время позднее – 23 часа (благо, что ночи белые), как вдруг упёрлись в непроход. Обнос исключался по вышеназванным обстоятельствам. Пришлось вернуться против течения, где чуть ранее угадывалось возможное место для стоянки. Она оказалась вполне сносной, хотя «Дзот», который мы увидели на следующий день, конечно, интересней. Но в описании был, упомянут завал ниже его по течению. Он тоже есть. И обнос, действительно, 50 метров по левому берегу.

Навигатор мы не взяли, поэтому до моста автодороги ориентация на реке была затруднительна, поскольку явных ориентиров нет. Впрочем, все шиверы и порожки, которые встречаются до моста, для катамарана-четвёрки сложности не представляют. В том числе и, отдельно упоминаемый порог «Тюфяк». Уровень воды позволял идти всё без просмотра по основной струе.
Сразу за мостом зачалились к левому берегу – наметить линию движения через порог «Мостовой-2». На новичков он произвёл должное впечатление. Поэтому ответ на вопрос: «Стоит ли идти верхнюю часть Уксунйоки?» - в нашем случае очевиден – «Да». К тому же пока мы петляли по ней практически все группы, что начинали сплав от моста (а их немало), реку уже прошли. Стало быть, проблем со стоянками у нас не было. Разве что мусор от предшественников остался. Но в России это беда всех красивых мест, доступных для массового посещения. Степень замусоренности различна, но первозданность места теряется безвозвратно. Увы! А «Мостовой-2» оценивают 3 к.с., поэтому осмотреть его не лишне. Особенно только-только закончившим «начальную школу».

После переката за порогом на правом берегу отличная стоянка, по крайней мере, для обеда, поскольку для ночёвки соседство с дорогой, наверное, не лучший вариант. За стоянкой длинная шивера, справа бурным потоком впадает Уомасоя. Затем в русле несколько островов и около 4 км до впадения левого притока Пенсанйоки. В нём течение, напротив, практически не ощущается и есть риск уйти в него. Укса здесь круто поворачивает направо! Есть хорошая стоянка на левом берегу.

Порог «Блюдце» на катамаране проходится легко. Ориентир – боковые насыпи бывшего моста. Отличная стоянка слева перед сливом. Через 8 км нас гораздо больше впечатлила шивера «Лососёвая». Во-первых: она весьма протяжённая – немногим менее километра, во-вторых: прохождение её осложнялось слепящим солнцем, клонящимся к горизонту. И, в-третьих: ближе к концу шиверы стоячие валы стали ощутимы даже для наших судов. В промежутке между «Блюдцем» и «Лососёвой» есть интересное место, где Укса прорезает каменную гряду.
Замечательная стоянка на левом берегу за небольшим порожком и последующим расширением русла. Жаль, что и она не могла похвастаться чистотой. Ориентир «Лососёвой» - песчаный обрыв на левом берегу, что открывается в правом повороте. А через 3 км после неё первый падун – «Розовый Слон». Он заметно мощнее всего, что было пройдено ранее. Ориентиры следующие: берега сложены красным гранитом, ближе к правому берегу островок с соснами, виден перепад уровней воды, а также слышен шум. Был вечер и порог решили не идти, а расположились на ночлег в редком сосняке на правом берегу, предварительно прогулявшись по левобережной тропе 400 метров до следующего падуна «Мельница». Он впечатлил еще больше, поэтому после тревожной ночи утром оба порога решили обнести, руководствуясь неполноценностью спасательного снаряжения: отсутствовали каски, да и жилеты больше соответствовали условиям спокойной воды.
     Двухметровый слив «Слона» диагонально рассечён валом, отходящим от левого берега. На «Мельнице», напротив, слив поделён продольно. Его левая часть пологая и, на первый взгляд, больших трудностей не создаёт, но бочка на выходе мощная. На наших глазах катамаран-двойка завяз в ней надолго. Правая часть слива обрывается заметно круче. Собственно, это и послужило посылом к обносу – предположили, что если гондолы катамарана разойдутся по разным частям слива, возможен оверкиль или смыв экипажа за борт (один из наших катамаранов не имел жёсткой фиксации гребцов). Разумеется, практика могла опровергнуть этот пессимистичный сценарий, но решили, что сомнения в безопасном прохождении должны разрешаться в пользу безопасности. А что порог непростой, то месяцем позже на нём погиб байдарочник.
Далее 3,5 км до порога «Каньон». Он проще, чем предыдущие падуны. Ориентир: крутой правый поворот и видимая шивера. Осмотрев порог с правого берега, решили идти, но без вещей. Без проблем прошли на катамаране с коленной посадкой, а со вторым возникла аварийная ситуация: при падении в пенный котёл лопнул шов на правой гондоле. Команда не пострадала, судно успешно зачалили. Но целесообразность предыдущих обносов показалась логичной. Ремонт провели упрощённо – просто обмотали гондолу скотчем. Благо надувные элементы остались целы.
Следующий через 2км после «Каньона» порог «Храмина» предполагалось обнести ещё в процессе подготовки похода. Не доросли мы до такого уровня. Обнос по дороге на правом берегу показался весьма протяжённым. По ощущениям – не менее 700 метров. На воду вернулись чуть ниже разрушенной плотины. Перед финишем, до которого 4 км, несколько нескучных шивер. Имевшийся уровень воды, пожалуй, был предельно минимальным, когда от их прохождения можно получать удовольствие.

Поход закончили на турбазе «Три стихии – Ууксу» Заплатили 300 рублей за право поставить три палатки на ровной поляне. На ней также очень удобно было разбирать катамараны. Из других услуг были туалет с умывальником, да стол со скамейками. Чем-то приятно напомнило Финляндию, что, впрочем, не удивительно – раньше эта земля принадлежала стране Суоми. Заманчиво было выйти в Ладогу, но на пути был пятый падун. Говорят, что по большой воде мастера его проходят... Foto1

На странице Фото есть несколько походных снимков.

 
 
 
 
Отличная река для тех, кто планирует расти в водном туризме, но всё же не для "чайников". Отсутствие населёнки на всём протяжении маршрута. Удобство заезда и выезда, особенно для москвичей, не говоря уж о питерцах. Группы, имеющие время и желание, могут совместить поход с посещением острова Валаам.
 
 
 
Быть может, несколько тягомотен верхний участок реки, особенно для катамарана. Большего ждали от рыбалки - всё-таки Карелия...